Главная

Что нового

FAQ

Тех. параметры

Photoguides

Статьи

Ссылки

Шутки

Видео

Файлы

Запчасти

Цвета

Советы

 

 

 

 

© DUK,

2005-2009

 

Chevrolet Lacetti Club Russia

 

Дружественные сайты:

 

FAQ по салону Lacetti

от sapr2000

 

Сайт Mitya

(фотогайды)

 

ДУ на руле

(сайт Сергея Васильева)

 

SergeySL

(фотогайды)

 

 

  Rambler's Top100

Rambler's Top100

 

  Всё об АВТО и для АВТО

  Top.auto4europe.ru
Посетителей всего
Просмотров сегодня
Посетителей сегодня 

 

Составляем схему ДТП. Часть 2.

 

Василий Скутнев,

зксперт - автотехник 1-й категории

Газета "7 верст" №9` 2006

 

В первой статье был рассмотрен порядок составления схемы ДТП при столкновениях транспортных средств на регулируемом перекрестке с указанием перечня позиций, которые непременно должны быть отражены в материале. Начиная каждую статью, мы каждый раз будем говорить о последствиях некачественного оформления схем происшествий, от которого страдают прежде всего невиновные в ДТП водители. Задержки в принятии окончательного решения, в выплате страховой суммы связаны, как правило, с отсутствием на схеме невосполнимой информации, которая не может быть восстановлена даже путем дополнительного выезда экипажа ДПС на место происшествия.

 

Неправильный размер - искажение фактов

 

Вот буквально свежий пример. При оформлении материала по столкновению автомобиля ВАЗ-2111 и Skoda Superb, имевшему место на пересечении улиц Юбилейной и Дзержинского г. Тольятти, один из размеров привязки автомобиля ВАЗ-2111 к проезжей части не соответствовал действительному положению на дороге. Этот размер внес искажение в масштабную схему, составленную экспертом при проведении автотехнической экспертизы, и привел к недостоверным выводам. При более детальном ознакомлении с материалом была обнаружена данная неточность, и по этим основаниям решение о виновности одного из водителей было отменено. Теперь, чтобы рассматривать дело далее, необходимо произвести выезд столкнувшихся ТС на место происшествия для восстановления их положе­ния на дороге, какое они занимали после столкновения.

Одним из наиболее ответственных и важных действий лиц, составляющих схему происшествия, является определение места столкнове­ния ТС или наезда на пешехода. Имеются рекомендации, основанные на экспертной практике, позволяющие с максимальной точностью определить место столкновения двух автомобилей по объективным факторам. Считается, что наибольшую информацию о месте столкновения несут следы торможения, бокового скольжения или качения; участки осыпи грунта с днища автомобиля и россыпи осколков стекла разбитых фар; отделившиеся от ТС детали и фрагменты.

Так, при поперечном столкновении ТС, одно из которых или оба были экстренно заторможены, в месте столкновения происходит излом (отклонение) тормозного следа (см. схему №1). Место столкновения ТС может быть нанесено на схеме в месте излома следа торможения вперед по ходу движения на расстоянии, равном расстоянию между осью передних колес и передним бампером (С). Поперечная координата места столкновения может быть точно установлена с учетом характера повреждений ТС: при деформации переднего угла автомобиля место удара находится на линии соответствующего тормозного следа; при деформации всей передней части автомобиля место удара наносится посредине между следами торможения.

Анализ большого количества ДТП показывает, что водитель, предприняв экстренное торможение при возникновении опасной для движения обстановки, прекращает торможение непосредственно перед столкновением. В таких ситуациях место столкновения наносится в конце следов (следа) торможения на расстоянии С вперед по направлению движения автомобиля. В случаях, когда столкновение ТС произошло до торможения или водитель продолжил торможение после соударения машин, объективным признаком расположения места столкновения являются участки осыпи грунта с днища кузова и россыпи осколков стекла разбитых фар. Такие участки обычно имеют форму эллипса, большая ось которого направлена вдоль дороги. При наличии таких участков на проезжей части они непременно должны быть образмерены (см. схему №3) по осям, привязаны размерами к неподвижным объектам по длине и ширине дороги. Следует выделить участки наибольшей концентрации грунта и осколков стекла, нанести имеющиеся на дороге детали или фрагменты, отделившиеся от автомобиля, связав их цепочкой размеров по длине и ширине проезжей части. Эта информация особенно важна при встречных касательных взаимодействиях машин, когда при отсутствии следов трудно определить, на чьей стороне дороги произошло столкновение и какое из ТС выехало на встречную полосу. Вариант такого происшествия приведен на схеме №3; на этой же схеме указаны размеры, которые следует на ней отразить.

 

Обратите внимание на следы торможения разной ширины

 

В подавляющем числе ДТП следы торможения имеют прямолинейную направленность; такие следы легко и просто наносятся на схему, так как достаточно нанести расстояние от одного из следов до обочины и длину обоих следов. Вместе с тем нередки случаи криволинейного характера следов, прежде всего оставляемого автомобилем в процессе заноса или разворота в результате действия поперечной силы, когда привязка следов требует проведения промеров с определенным шагом, например через 5 м (см. схему №3). На такой схеме необходимо нанести расстояние между следами в поперечной оси, что позволит при необходимости определить положение этого автомобиля в любой точке траектории.

В некоторых происшествиях следы скольжения или качения правых и левых колес имеют разную ширину, что непременно должно быть отражено на схеме, так как свидетельствует о факте движения на спущенной шине. Отсутствие этой информации может затруднить установление причинно-следственной связи и определение виновной стороны в ДТП. Так, в одном из ДТП, в котором водитель допустил наезд на световую опору при следовании из Центрального района г. Тольятти в Портпоселок, в результате чего погибли две пассажирки, одной из версий изменения направления движения автомобиля рассматривался разрыв шины правого переднего колеса.

Колесо действительно было разорвано, но произошло ли это до наезда или в процессе удара автомобиля в опору, требовалось определить экспертным путем. Вместе с тем водитель на следствии утверждал, что автомобиль непреодолимо повело вправо и что на дороге четко просматривался след правого переднего колеса, на который никто не обратил внимание. Достаточно было след отразить на схеме происшествия, и следствию проще было бы разоб­раться в особенностях этого непрос­того дела.

Упущения, неточности и неполнота отражения следов, участков осыпи грунта и россыпи осколков стекла, деталей и фрагментов автомобиля на схемах происшествий создают дополнительные трудности для лиц, которые, в силу своих должностных обязанностей, призваны быстро и без проволочек рассматривать дела о происшествиях, но зачастую наказывают невиновных водителей тем, что затрудняется получение ими страховых выплат. Нередки еще случаи, когда инспекторы ДПС, прибывшие на место происшествия, отказываются вносить ту или иную информацию, относящуюся к данному происшествию, игнорируя просьбы участников событий. Если кто из водителей столкнется с таким поведением инспекторов ГАИ, рекомендуем вписать свое несогласие с составленной схемой и указать мотивы этого несогласия.

Поверьте, упущенная информация тут же будет внесена в материал ДТП. Есть надежда, что аварийные комиссары смогут избежать рассмотренных в статье ошибок и заслужат доверие участников дорожного движения.

 

Схема № 1. Поперечное столкновение транспортных средств

1 - транспортное средство № 1;

2 - транспортное средство №2;

3 - направление движения ТС№ 1;

4 - направление движения ТС № 2;

5 - следы торможения ТС № 1;

6 - следы бокового заноса ТС №2;

7 - место столкновения ТС

 

 

Схема № 2. Попутное столкновение транспортных средств при развороте одного из них

1.      - транспортное средство № 1;

2.      - транспортное средство № 2;

3.      - направление движения ТС № 1;

4.      - направление движения ТС № 2;

5.      - следы торможения ТС № 1;

6.      - место столкновения ТС

 

 

Схема № 3. Встречное столкновение транспортных средств

1.      - транспортное средство № 1;

2.      - транспортное средство № 2;

3.      - направление движения ТС№ 1;

4.      - направление движения ТС № 2;

5.      - место столкновения со слов водителя ТС № 1;

6.      - место столкновения со слов водителя ТС № 2;

7.      - участок осыпи грунта и осколков стекла.

 

 

Составляем схему ДТП. Часть 1. Составляем схему ДТП. Часть 3.

 

 
Hosted by uCoz